ВЕЛИЧИЕ ВЕЛИКИХ И УСИЛИЯ ПРЕДКОВ

ВАХДАТ СУЛТАНЗАДЕ / дипломат
Можно с огромной долей уверенности полагать, что любое из более чем двухсот существующих на планете государств, разрабатывая концепцию своего демографического развития, руководствуется мотивацией преемственности поколений.
Наше государство в этом отношении, не является исключением, ибо оно, обеспечивая дельнейшее динамичное социально-экономическое и культурное развитие народа, не может не черпать силы в таком благодатном источнике, как опыт, знания, мудрость и интеллектуальное богатство старого поколения, обеспечивая преемственность всего этого арсенала! В силу написанного выше, позволю себе, в качестве представителя старшего поколения, продемонстрировать ракурс моего видения этой проблемы.
Однако, для того, чтобы дать объективную оценку процессу преемственности поколений в нашей республике, целесообразно затронуть некоторые теоретические аспекты. В частности, что же подразумевается под понятием «поколение», и каковы его количественные и качественные параметры? К слову, поколенческая теория получила свое развитие в XIX веке и определялась именно «количественными» и «качественным» критериями в совокупности с «антропологическим» принципом.
К примеру, формулируя концепцию «поколения», родоначальник позитивизма Огюст Конт отдавал преимущество количественным параметрам. Он пытался представить ее в качестве измерения исторической действительности шагами, определенными рамками 15, 25 или 30 лет, подводя под это научное обоснование именно этих интервалов, определяющих смену поколений. В частности, верхняя хронологическая планка, выраженная в цифре тридцать, символизирует характерный для типичной семьи интервал от женитьбы родителей до совершеннолетия и женитьбы детей. К этому добавлялся анализ изменения характера общества в целом под воздействием определенного количества поколений.
В противовес концепции Конта фигурировали воззрения немецкого философа Вильгельм Дильтея и его единомышленника Карла Манхейма, не регламентирующие ее сугубо количественным анализом, а выражающие необходимость доминанты качественных критерий. Данный взгляд на эту проблему квалифицировал «поколение» в качестве слоя людей, схожесть мышления которых определяется в большой мере схожестью жизненного опыта. При этом их идентичность не абсолютизируется, но определяется достаточная для группирования их по указанному принципу степень, влияющая на личный характер людей и на формирование общности их понимание действительности.
Творцы этих теорий исходят из тезиса пластичности человеческого сознания, существенно обусловленного внешними факторами. При этом, сознание, кристаллизуясь в период человеческого возраста 15-25 лет, обретает особенно высокую пластичность. Немецкий философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер когда-то утверждал, что эти рамки можно выразить единственной метафорой – «судьба»! Судьба людей того или иного периода в немалой степени позиционируется в их понимании действительности и выявляет их общие характеристики, соответствующие определенной социодемографической и социокульутрной группы.
В целом, сбалансированный синтез двух этих концепций позволяет выявить закономерности движения истории, научно выверенную селекцию главных событий, формирующих мышление определенного слоя людей, играющих на том или ином историческом этапе решающую роль. Это предоставляет возможность применения классификации поколений на категории военного времени, поколения кризисных периодов, депрессий, подъема или преобразований общества.., поскольку соответствующие исторические периоды определяли их видение и мышление.
Порожденные общностью условий, символизирующих «дух поколения», люди дифференцируются людей по «поколенческим союзам». Кстати, еще А.С. Пушкин, говоря о «птенцах гнезда Петрова», применил к ним термин «поколенческие союзы», прошедшие практику жизни и выучку петровского периода.
И сегодня объективное, научное восприятие нами сущности «поколенческих» теорий не представляется излишним для азербайджанского народа, переживающего с 1991 года качественно иной период развития государственности. Обилие остро драматичных фрагментов отечественной истории, скорее актуализирует глубокое осознание азербайджанским обществом и преломления им через призму сугубо практических дел демографических концепций, сквозь которые проходит красной нитью проблема преемственности поколений, сохранения и умножения будущими генерациями исторически богатой интеллектуальной наследственности.
И если провести экскурс хотя бы во вторую половину XIX и первую четверть XX века, ознаменованных невиданным в истории азербайджанского народа взлетом научной, общественно-политической и философской мысли, беспрецедентным культурным и индустриально-промышленным развитием, то поколенческие схемы Конта, Дильтея, Манхейма и других могут показаться не столь уж и теоретизированными.
Небезынтересно, что даже на примерах нашей азербайджанской истории, выявляется еще одна закономерность «поколенческой» теории: влияние одного «поколенческого союза», его духа на деятельность другого, в частности военного на поколение подъема. При этом оно бывает позитивным в случае исторических побед и негативным в ракурсе поражений.
К категории ярких представителей военного «поколенческого союза» различных исторических периодов относятся и Исмаил хан Нахичеванский - кавалер боевого ордена «Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV-ой степени», генерал-майора, дослужившийся впоследствии до высшего генеральского чина Российской империи – генерала от кавалерии; и генерал-лейтенанта Алиага Шихлинский, прозванный в период русско-японской войны «отцом русской артиллерии»; и генерал от артиллерии Самедбек Мехмандаров, кавалера ордена Святого Георгия III и IV степени; и генерал – лейтенанта Гусейн хан Нахичеванского, командовавшего крупными соединениями русской конницы; и генерал – майора Ибрагим бек Векилова, являвшийся одним из ведущих топографов русской армии, детерминировало, по сути, позитивные процессы «поколенческого союза» созидателей того периода. И это, еще не учитывая внушительное количество азербайджанского офицерства, служившего в российской армии (только в I мировой войне на службе находилось 200 офицеров-азербайджанцев).
И, как следствие появляются целые поколенческие когорты азербайджанских созидателей, причем универсального характера. М.Ф. Ахундов, будучи историком, являлся великолепным дипломатом, известным драматургом; А.К Бакиханов – историк и поэт; Г.Б. Зардаби, написав научные труды по биологии («Гигиена») и агрономии («Земля, вода и воздух»), прославился в качестве выдающегося журналиста основателя газеты «Экинчи»; Н. Нариманов – врач, драматург и знаменитый в отечественной истории государственный деятель; Уз. Гаджибеков – корифей азербайджанской классической музыки и драматург, собственноручно писавший либретто к своим музыкальным комедиям и т.д.
Говоря об идентичности поколенческих процессов в XX веке, стоит вспомнить определение прошлого столетия известного британского историка Эрика Хобсбаума, как «короткого ХХ века», начинающегося с Первой Мировой войны и завершающегося распадом Советского Союза.
Взгляд на отечественную историю сквозь призму этой методологии, позволяет придти к выводу, что Азербайджан, обретя отчетливые территориальные формы своей государственности в 1918-1920 годах, тем не менее, оказывается в фокусе формационных водоворотов, что порождает своеобразное депрессивное поколение. Свойственные ему «поколенческие союзы», отягощенные последствиями гражданского противостояния, репрессивными циклами, находились во власти синдрома страха и инстинкта выживания. И лишь возникновение нового военного поколения, прошедшего ад Второй Мировой войны, встряхнуло поколенческую структуру от депрессивного состояния. Великая победа над концентрированной мировой реакцией в лице фашизма, вновь создает в обществе атмосферу победоносности, способную инициировать поколения подъема.
Огромная категория людей, именуемая фронтовиками, задавали тон в обществе во всех сферах. Молодежь не переставала восхищаться ратными подвигами генерала Азии Асланова, ориентироваться в своем морально-нравственном поведении на соотечественников – полководцев Великой Отечественной войны гвардии полковника, командира дивизии и корпуса Мамеда Османова, героев Советского Союза полковников Малика Магеррамова, Салахаддина Исаева и других. А Герой Советского Союза Зия Буниатов становится к тому же и известным в республике ученым-востоковедом. В целом в Великой Отечественной войне участвовали 600 тыс. азербайджанцев, из которых свыше 170 тыс. человек были награждены орденами и медалями различных степеней, а 121 был удостоен почетного звания Героя Советского Союза.
Этот поколенческий союз обогащается тандемом с поколеническим союзом созидателей в лице выдающихся ученых мирового уровня академиков Юсифа Мамедалиева, Муртузы Нагиева, Гасана Абдуллаева, Фируза Меликова, Касума Гюля, Мирали Кашкая, Шафаята Мехтиева; чудотворцев художественного слова, писателей и поэтов Самеда Вургуна, Джафара Джаббарлы, Мирзы Ибрагимова, Мир Джала Пашаева, Сулеймана Рагимова, Сулеймана Рустама и др.; таких корифеев музыкального и изобразительного искусства, как Кара Караев, Фикрет Амиров, Рауф Гаджиев, Джевдет Гаджиев, Ниязи, Саттар Бахлулзаде, Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Фуад Абдурахманов.
Глобальные преобразования формационного характера последнего десятилетия ХХ века привели в движение очередную спираль поколенческой теории и проиллюстрировали качественно иную панораму поколенческой структуры азербайджанского общества. Негатив первых лет азербайджанской суверенности привел к тому, что синусоида концепций преемственности поколений опустилась до своей низшей точки. Абсолютизация негативизма исторического прошлого привела к потере поколенческих традиций, буквально торпедировала позитивную преемственность «поколенческих союзов».
Но встав у руля практически тонущего в пучине внутренних противоречий и внешних коллизий корабля азербайджанской государственности, великий государственно-политический деятель Гейдар Алиев, олицетворяя собой всю интеллектуальную и волевую мощь вышеописанных поколенческих тандемов, невероятной силой своей природной гениальности, стойкостью и глубиной ума сумел остановить наметившуюся было деградацию общественных процессов и создать благоприятные условия для воссоздания традиций преемственности поколений.
Мне, как дипломату с более, чем полувековым стажем, человеку, воспитанному в духе воинской славы и ратного труда поколений, составивших славу и гордость азербайджанского народа, отрадно видеть, что фундамент всестороннего государственного, экономического и культурного развития республики, заложенный гениальным основателем современной азербайджанской государственности Гейдаром Алиевым, позволяет нынешнему поколению созидателей в лице Президента Республики Ильхама Алиева возводить мощное, неподверженное никаким внутренним и внешним катаклизмам здание общественно-политического, экономического воплощения вековых чаяний предыдущих поколений.
Да, сегодня поколение, к которому имею честь принадлежать гордо передает следующему поколению гербарий наших знаний, который они должны бережно хранить, дабы приумножить их! Но пусть молодое поколение, которому предстоит решать сложные, а порой и противоречивые проблемы национального государственного развития, всегда помнят, что:»Великие, - как изрек известный русский писатель современности, теолог, Борис Кригер, - зачастую строят свое величие на усилиях предков»!
Bizə necə gələ bilərsiniz ?
Dədə Qorqud Milli Fondu - Azərbaycan Dünyası jurnalı
Əlaqə telefonu: (050) 364-46-01 / Elektron poçt: [email protected]